EX ALBERGUE DISTRITAL

Entre 1982 e 1997 foram realizadas várias
sondagens arqueológicas no logradouro do Ex Albergue Distrital (Casa Grande de
Santo António das Travessas), uma vez que, pretendiam instalar aí os serviços
de uma biblioteca. As escavações permitiram identificar várias estruturas
romanas associadas a uma domus (casa
familiar), que se situava a nascente de uma larga via porticada, identificada
como sendo o cardo máximo da cidade romana. No lado poente da via localizava-se
outra domus, da qual apenas
conhecemos os vestígios do pórtico, sinalizados pelos silhares que se conservam
no exterior do edifício, tendo outros, sido integrados no interior.

Sob o cardo máximo corria uma grande
cloaca, construída em meados do século I, que drenava as águas sujas para fora
da cidade. A importância desta estrutura justificou a sua preservação sob o
piso da atual biblioteca.

Encontramo-nos numa zona privilegiada da
cidade romana, situada nas imediações do forum, que deve ter sido urbanizada a
partir de meados do século I. Os vestígios de estruturas permitem caracterizar
parte da planta da domus, com várias lojas abertas ao pórtico que se dispunha
ao longo do cardo máximo. As sucessivas remodelações da casa são mal
conhecidas, mas tudo aponta para que tenha sido abandonada na Antiguidade
Tardia, ao contrário do cardo máximo que continuou a funcionar como eixo viário
periférico das cidades medieval e moderna, sendo então conhecido por Rua do
Couto do Arvoredo.

Localização:
Edifício da Biblioteca Lúcio Craveiro da Silva – Rua de S.
Paulo, 1

FORMER SHELTER FOR THE POOR

Between 1982 and 1997 several archaeological surveys were carried out in the backyard of the former shelter for the poor (Casa Grande de Santo António das Travessas), as it was supposed to install library services there. The excavations allowed to identify several Roman structures associated with a domus (familiar house) that had been once located on the East side of a wide porticoed road, cardo maximus of the Roman city. On the West side of the road there existed another domus. We only know the vestiges of its portico, outlined by ashlars located outside the building while others being integrated in the interior.

The cloaca maxima built in the middle of the 1st century flowed under the cardo maximus and drained sewage water out of the city. The importance of this structure explains why it has been preserved under the floor of the modern library.

We are now in a privileged area of the Roman city, near the forum, which must have been urbanized since the middle of the 1st century. The vestiges of structures found there allow outlining part of the domus’ plan where several stores opened to the portico arranged along the cardo maximus. Little is known about successive renovations of the house, but everything points to the fact that it was abandoned in the Late Antiquity, while the cardo maximus still was used as a peripheral roadway of the medieval and modern city, and was known as Rua do Couto do Arvoredo.

Location: Building of Lúcio Craveiro da Silva Library – Rua de S. Paulo, 1

БЫВШИЙ ГОРОДСКОЙ ПРИЮТ (EX ALBERGUE DISTRITAL)

В период с 1982 по 1997 гг. было проведено несколько археологических исследований на заднем дворе бывшего городского приюта (Casa Grande de Santo António das Travessas). Тогда предполагалось разместить в этом здании библиотечные службы. В ходе раскопок археологи обнаружили несколько сооружений римской эпохи, связанных с домусом, который был расположен на восточной стороне широкой центральной улицы, известной как Кардо Максимус. На западной стороне дороги находился ещё один домус, о котором мы знаем лишь по следам портика, часть которого сохранилась за пределами здания.

Под Кардо Максимус проходила большая клоака, построенная в середине I века, которая отводила сточные воды за пределы города. Учитывая значение этого сооружения, часть его сохранили — она расположена под полом нынешней библиотеки.

Мы находимся в престижном районе римского города, недалеко от форума, который, вероятно, был застроен с середины I века. Следы построек позволяют очертить часть плана домуса, в котором несколько торговых помещений выходили на галерею портиков, расположенную вдоль Кардо Максимус. О перестройках этого дома известно мало, но, судя по всему, он был заброшен в период Поздней Античности, хотя Кардо Максимус по-прежнему использовался в качестве периферийной дороги во времена Средневековья и в Новое время и был известен как Руа ду Коуту ду Арвореду (Rua do Couto do Arvoredo).

Адрес: Библиотека им. Лусиу Кравейру да Силва — Rua de S. Paulo, 1